18 декабря 2017, 23:25 КУЛЬТУРА Ирина ПАВЛЮТКИНА

Её имя свято

О подвиге Героя Советского Союза Зое Космодемьянской снимут художественный фильм-притчу о вечных ценностях

Сейчас много говорят о постоянных попытках фальсификации российской истории. Кипят нешуточные страсти, прав или не прав пресловутый «мальчик Коля» с товарищами, который по сути стал современным «Иваном, не помнящим родства». Дошло то того, что в мире стала высказываться чуть ли не официальная точка зрения, что истинные победители во Второй мировой войне – Америка, Англия и Франция. А Россия, якобы, только в самом конце войны пришла на помощь этим героическим странам. Таким образом идёт жестокая информационная война, где нам невозможно, преступно перед памятью Героев терпеть поражение. Новое поколение ДОЛЖНО знать правду о войне, которая вошла в историю как Великая Отечественная.

Правда о войне – это правда о подвигах тех, кто насмерть стоял в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, кто гнал их до самого логова — Берлина. Это наша Победа, это наш флаг реял над фашистским Рейхстагом.

Зоя Космодемьянская – первая из 89 женщин-Героев Советского Союза, кому было присвоено это звание в годы Великой Отечественной войны. Разведчица-диверсант части особого назначения разведотдела штаба Западного фронта. Мир узнал о ней 27 января 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк военного корреспондента Петра Лидова «Таня». Сила её подвига-самопожертвования во имя родной страны, уверенность в победе над врагом были столь велики, что бойцы шли в бой и с неукротимой жаждой мести за смерть этой хрупкой 18-летней девушки с мужеством великого воина. И десятилетия спустя она продолжает быть одним из символов нашей Победы, память о которой хотят убить. Её мучили и убивали фашисты, а начиная с хаоса 1990-х годов ещё раз пытаются уничтожить саму память о ней «пятая колонна» уже в нашей стране.

Рассказать правду, убрать с имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской налёт фальши, ложного мифотворчества решили в Российском военно-историческом обществе, объявив открытый творческий конкурс на лучший сценарий художественного фильма о ней. Было подано 70 заявок, при этом самому юному участнику конкурса было 14 лет, а самому взрослому – 91 год. В результате в основу ленты ляжет сценарий московского драматурга Елизаветы Трусевич.

— Для меня история Зои Космодемьянской – это документальная притча, которая сегодня актуальна, как никогда. Страшно, что такие искренние люди, как Зоя, становятся разменной монетой в большой политической игре. Они нас однажды уже защитили, теперь – наша очередь защищать их, — считает сценарист.

Режиссёром будущего фильма стал Егор Кончаловский. Он отметил на пресс-брифинге в РВИО, посвящённом созданию фильма, что «российский мальчик, который выступил недавно в германском бундестаге, вроде бы  ничего плохого не сказал: назвал рядовых вермахта «невинными жертвами Второй мировой». Но Зою Космодемьянскую пытали не эсэсовцы, не гестаповцы — обычный связист, рядовой и низшие офицеры – и это они «невинные жертвы Второй мировой»? «Невинными» в нашем сознании они становятся тогда, когда мы не умеем или боимся называть вещи своими именами. Но из таких «малозначащих» вещей и создается общая картина альтернативного взгляда на историю. Времена, когда фильмы о той войне снимали и снимались в них сами непосредственно фронтовики, прошли. Эти работы по праву вошли в золотой фонд российской культуры. Эти люди память о войне несли в себе, передавали нам её буквально с воздухом того времени. Мы — другие. Я знаю о войне только по рассказам родных. Многие из них были на фронте. Отец матери, казах, танкист, был ранен. Мне близко и дорого то время. У нашего поколения та война – в сердце. Постараюсь так всё и снимать, пусть и современными кинематографическими средствами, и для современников».

…А фильм начался с 75-летия со дня казни Зои Космодемьянской, когда в селе Петрищево Рузского района Московской области РВИО проводило памятные мероприятия. Был отреставрирован дом семьи Кулик, где она провела последнюю ночь перед казнью. Тогда и было принято решение о съёмках картины. И вот, что ответил Егор Кончаловский на брифинге на вопрос журналистов, почему он взялся за работу над такой сложной темой. — А вы поезжайте в деревню Петрищево под Москвой. Посидите на той скамье, где её пытали. Где она просила: «Воды…». А фашисты к её пересохшему рту совали горящую свечу и керосин. Есть у этого места, этой лавки, где она лежала в последнюю свою ночь жизни, мощнейшее ощущение энергии мученицы, особого жертвенного героизма. Фантастическое по ощущениям место. И начинаешь понимать, почему танкисты шли в бой с надписью на машинах «За Зою!». Почему даже фашисты знали о «партизанке Тане». И почему Зоя — навсегда. Сколько угодно с позиций сегодняшнего дня можно спорить: оправданно ли было поджигать дома в прифронтовой полосе? Но девушка-ребенок просто выполняла приказ, который, кстати, потом был отменен. Она жизнью ответила на вопрос — в чём природа подвига. Он в нашей национальной традиции – жить и сражаться ради свободы и чести, которых нас хотели лишить. Он, приказ, мог быть сто раз негуманный, а девочка в восемнадцать лет осознанно приняла мученическую смерть без надежды, что вообще кто-нибудь, когда-нибудь об этом узнает. Она осталась верна своему представлению о мире и о том, что лично она должна сделать. Моей дочери семнадцать лет, Зое, когда она погибла, было восемнадцать. По мне — ребёнок. Взрослый ребёнок. И то, что она не знала или не считала, что совершает подвиг, это естественно. А вот если вырастет поколение, которое не знает, кто такая Зоя Космодемьянская и что она совершила — мы потеряем себя. Уже сегодня представление о ней может быть составлено на основе слухов и сплетен, «новых сенсационных фактов» из соцсетей. Два раза в истории на Зою вешали табличку «Поджигатель»: фашисты в 1941-м и, стыдно, но в 1990-е годы, и даже сегодня, наши современники. Горько наблюдать глумление над образами наших героев. Мол, зачем Николай Гастелло пошел на таран с фашистским самолетом? Или в чём смысл закрывать собой дзот, как это сделал Александр Матросов? Именно поэтому фильм с условным пока названием «Страсти по Зое» нужен именно сегодня, когда она опять против своей воли становится ключевой для нашей памяти фигурой.

…Денег на фильм пока нет. Но уже был опыт народной поддержки замечательного фильма о 28 панфиловцах, поэтому было решено на сегодняшний день пойти по этому пути. Уже объявлен сбор средств на создание картины на сайте ДАР.ИСТОРИЯ.РФ. И уже собраны первые деньги. В поддержку фильма уже высказались народные артисты России Николай Расторгуев и Дмитрий Маликов, трёхкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина и многие другие неравнодушные к героической истории своего Отечества люди.

Кастинг актёров, намечен на начало следующего года. Работа над сценарием продолжается. По словам режиссёра Егора Кончаловского, фильм будет цветным. – А вот будет ли в нём документальная хроника того времени не знаю… Хотя она фильму нужна как воздух, как документ. В кадрах хроники ведь такие лица, что сразу же погружают в эпоху. Есть ощущение особенных людей, живущих в то время. Но окончательного решения о её использовании я еще не принял, — рассказал режиссёр. – Моя главная задача — показать простую и трагическую историю девушки Зои. Героев ведь много. Великих полководцев, например. Все знают Чингисхана или маршала Жукова. А Зоя Космодемьянская могла остаться безымянной. Как безымянными остались тысячи людей, повторивших подвиг Александра Матросова и Николая Гастелло. А о Зое знают все. Стечение обстоятельств? Судьба? Считаю, что всё же, это духовная история, библейская притча. И её не размыть дополнительными смыслами. Их ведь много, а Зоя одна. Только вот рассказать о ней простым кинематографическим языком молодому поколению, склонному к клиповому мышлению, задача чрезвычайно сложная…

«Красная звезда»

Похожие материалы:

Новости партнеров