6 августа 2019, 22:47 ОБЩЕСТВО Русская Евразия

Российские альпинисты отметили юбилей побратимости городов и спасли испанскую коллегу в горах Киргизии

Российские альпинисты из Новосибирска совершили восхождения на пик Ленина и Хан Тенгри, отметив десятилетие побратимости городов Новосибирск и Ош, куда они также подняли «Знамя Победы». Вместе с этим на одном из восхождений им пришлось спасать испанскую альпинистку, спуская ее со склона.

Об экспедиции, которую организовал Фонд поддержки альпинистских программ «Эверест-2018» было объявлено еще в феврале. У альпинистов были большие планы на летний сезон в Киргизии. В первую очередь – это восхождение на пик Ленина, вершина, находящая в Ошской области. Свой путь к вершине альпинисты во главе с руководителем фонда Игорем Леонтьевым посвятили десятилетию установления побратимости между Ошем и Новосибирском.

Для Игоря Леонтьева, ветерана-спецназа, кавалера двух орденов Красной Звезды путь на вершины гор — известный маршрут. Как и для Глеба Соколова, который чаще других россиян поднимался на семитысячники Памира и Тянь-Шаня, порядка тридцати раз.

Фонд выступил с инициативой сформировать сборную команду альпинистов Новосибирска и Киргизии и совершить совместное восхождение на пик Ленина, посвященное юбилею.

Как рассказал Игорь Леонтьев: «25 июня мы прибыли в город Ош, на следующий день у нас состоялась официальная встреча с вице-мэром города Ош Нурбеком Кадыровым, который поддержал нашу инициативу. 27 июня мы выехали в базовый лагерь пика Ленина «Ачик-Таш».

Пик Ленина встретил нас огромным количеством снега и стабильной непогодой, поэтому мы приняли решение не форсировать события: первую заброску снаряжения, оборудования, продуктов и личных вещей в лагерь 1 (4400 м) провели 29 июня, а 30-го снова спустились вниз на 3600 м. Глубина снега на подходе и в лагере 1 достигала местами двух метров, поэтому мы приняли решение не торопиться, и следующий наш выход наверх состоялся только 3 июля.

С 5 по 8 июля мы совершили акклиматизационный выход через лагерь 2 (5400 м) в лагерь 3 (6100 м), где провели ночь в условиях сильного шторма. Спустившись в лагерь 1, мы, отдыхая и накапливая силы, снова ожидали улучшения погоды, но отдых затягивался.

12 июля наша команда снова пошла вверх, в лагерь 3, с тем, чтобы в случае улучшения погоды попробовать выйти на штурм вершины, хотя шансов на успех было немного. Мы поднялись в лагерь 3, при этом попали в сильную грозу (кучевые облака, надо сказать, располагаются именно на высотах около 6000 м). Иногда вспышку молнии и удар грома разделяло меньше одной секунды, железное снаряжение постоянно гудело от статического напряжения. У литовцев, шедших параллельно с нами, вышла из строя радиостанция.

13-го и 14-го погода не улучшалась, и мы с Глебом начали обсуждать запасные тактические варианты. Утром 15 июля ветер изменился с южного на северный; мы приняли решение идти на вершину на следующий день. Плато парашютистов и вершинный взлет пришлось топтать по колено в снегу больше двух часов, но вознаграждение мы получили по полной программе. На вершине погода была великолепная: полное отсутствие ветра, солнечно, тепло, абсолютная видимость во все стороны.

Мы почти два часа провели на вершине пика Ленина, получив настоящее удовольствие.

16 июля наша команда в составе Глеб Соколов, Игорь Леонтьев, Анастасия Кильчик и Александр Фишер при непосредственном участии и поддержке Елены Калашниковой (Киргизия), Дмитрия Ким (Киргизия), Бахтияра Мамаджанова (Киргизия), Михаила Хоменюка (Израиль), Здравко Петкова (Болгария), Степана Мальцева (Росссия) с первой попытки совершила восхождение на пик Ленина, посвященное 10-летнему юбилею установления побратимских отношений между городами Новосибирск и Ош.

19 июля в мэрии горда Ош у нас состоялась повторная встреча с вице-мэром Нурбеком Кадыровым. Наш проект он назвал положительным примером «народной дипломатии» и предложил дальнейшее сотрудничество».

Об этом руководитель экспедиции написал экс-депутату Жогорку Кенеша (парламента КР) Бахтияру Мамаджанову, который и опубликовал данное сообщение.

В планах российских альпинистов также было восхождение на Хан Тенгри, шеститысячник на южном Инильчеке.

«В базовом лагере нас встретил участник нашей команды Виталий Акимов. Ещё три человека нашей команды (Видим Каликин, Сергей Долгов и Сергей Войличенко) находятся на перемычке Хана (5900 м), двое (Саня Лутохин и Дима Синёв) штурмуют Хан с севера, через недельку спустятся к нам на юг и присоединятся к команде. Тройка с перемычки сегодня будет спускаться вниз, так как ночью их очень-очень сильно потрепало штормовым ветром 80 км/ч», — написал он.

31 июля команда альпинистов вышла на восхождение.

«Наша команда поднялась в лагерь 2 на 5400 м, с утра 1 августа планировали выходить в лагерь 4 на 6400 м. Однако утром в лагере 3 (5900 м) силами нашей команды началась спасательная операция: у испанской альпинистки произошёл острый приступ аппендицита. В течение нескольких часов вся команда дружно спускала испанку в лагерь 1 (4200 м), откуда её экстренно госпитализировали в Каракол, где успешно прооперировали. Очередной выход наверх запланирован на завтра. Погода, кажется, установилась. И ещё одна новость: 31 июля Серёга Войличенко сходил соло на Хан-Тенгри с ночёвкой на вершине.

6 августа. Сегодня мы опять в базе. Нам опять не удалось подняться на вершину Хан-Тенгри. Мы дошли до лагеря 3 (5900 м), но оказалось, что двое иранцев схватили «холодную ночёвку» на вершине и требуется помощь для их эвакуации с 6700 м. Сегодня спустили их до 6400 м, где стоит их палатка. Навстречу им поднимается группа иранцев, которая должна снять замёрзших. Мы с Глебом свалили вниз, в базу. Серёга Долгов и Вадим Каликин, если завтра всё будет нормально, попробуют взойти на вершину. Главное, чтобы иранцы подошли вовремя спасать своих товарищей», — сообщил Игорь Леонтьев.