Инна Чурикова. Свет изнутри
Инна Чурикова сама напророчила себе судьбу. На вступительных экзаменах в театральный она так и сказала: «хочу быть знаменитой актрисой». Неизвестно, что подумали бывалые члены приёмной комиссии, но это и неважно. Главное, что у самой Чуриковой планка была ещё выше: не просто знаменитой актрисой – великой. Так всё и получилось.
Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в посёлке Белебей в Башкирии, где её мама оказалась в эвакуации. Её увезли оттуда совсем маленькой – сначала к одной бабушке в Рязанскую область, потом к другой – в Подмосковье. Когда отец вернулся с фронта, родители перебрались в Москву, но вскоре развелись. Мама работала лаборанткой в НИИ сельского хозяйства, а чтобы хватало на жизнь, подрабатывала прачкой. А дочка с 15 лет занималась в молодёжной студии при Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. «Ты будешь актрисой», – с самого детства убеждённо говорила ей мама. И ещё: «Ты у меня такая красивая», – наверное, самые важные слова для каждой маленькой девочки.
Поэтому когда в приёмной комиссии Щукинского училища юной Чуриковой довольно жёстко посоветовали посмотреть на себя в зеркало и забыть о театре, она даже не расстроилась и не обиделась. Что ей было обижаться на каких-то чужих людей, когда ей мама сказала, что она красивая. А мама-то лучше знает.
А вот в Щепкинское училище, где она и произнесла фразу «хочу быть знаменитой актрисой», её приняли. «Они, конечно, решили, что я «с приветом», ну и пожалели… приняли», – рассказывала потом Инна Чурикова в интервью Алле Гербер.
Талантливая девушка окончила театральное училище с красным дипломом. Но в актёрской жизни красный диплом имеет совсем небольшое значение, главное другое – повезёт или не повезёт. Сначала судьба испытывала Чурикову: ни в один приличный московский театр её не взяли, место нашлось только в ТЮЗе, да и то на должность суфлёра. Потом, правда, дали роли Бабы-Яги и Лисы в детском спектакле.
Иногда приглашали сняться в кино – в небольших эпизодах. Так она появится в фильмах «Старшая сестра» и «Я шагаю по Москве». А в 1964 году блистательно сыграет Марфушеньку- душеньку в сказке Александра Роу «Морозко». Чурикова в лёгкую переиграла там всех положительных персонажей. А фраза из её сцены переодевания к приходу жениха стала крылатой: «Нет, не принцесса…– А кто же? – Королевна!». Во многом благодаря игре Чуриковой фильм «Морозко» вот уже несколько десятков лет становится хитом новогодней тв-программы.
Возможно, её и дальше снимали бы в кино, но больше в характерных ролях. Она сама так и говорила об этом – внешность «не героическая». Но тут в её жизни случилась та самая Встреча, определившая всю её дальнейшую судьбу.
Режиссёр Глеб Панфилов искал актрису на роль Тани Тёткиной – простой, неуклюжей и странной до святости девушки-санитарки, спасающей раненых во время Гражданской войны. Девушки, готовой полюбить всем своим огромным сердцем и мировую революцию, и раненого красноармейца, и отдать жизнь за них, если потребуется. Первоначально фильм и должен был называться «Святая душа», но потом вышел с названием «В огне брода нет». Понятно, что найти актрису на такую роль было непросто. Но однажды Панфилов увидел в какой-то телепередаче лицо Чуриковой, стал искать эту неизвестную актрису, нашёл. Оказалось – судьба.
Фильм поняли и приняли не сразу – слишком он был жёсткий по своей внутренней правде. А вот второй их совместный фильм «Начало», где Чурикова играет сразу две роли: простую девушку-ткачиху Пашу Строганову и Жанну д’Арк, стал звёздным и для режиссёра, и для молодой актрисы.
Глеб Панфилов впоследствии так опишет своё ощущение от Чуриковой-актрисы: «Она от природы так заряжена чувствами любви и доброжелательности, что я мало знаю ей равных в этом позитивном настрое. Она очень позитивный человек! И этим своим качеством заставила меня по-новому увидеть натуру Жанны д’Арк». По словам режиссёра, в основе действий французской героини – «необычайное душевное здоровье и расположенность к человеку, к солнцу, ко всему живому миру. В основе – любовь, которой она готова одарить каждого!». И увидеть такой Жанну д’Арк помогла именно Инна.
А в 1975 году у Чуриковой начался «театральный роман» длиною в жизнь – с театром им. Ленинского комсомола (Ленкомом). Туда её пригласил лично Марк Захаров. И Чурикова на сорок с лишним лет стала одной из главных звёзд театральной сцены Москвы. Но параллельно шли и постоянные съёмки в кино. Режиссёры как будто заново увидели и открыли для себя актрису. «Её некрасивое лицо, освещённое изнутри странным, мятежным, неукротимым светом…», – такой видели создатели фильма «В огне брода нет» – сценарист Евгений Габрилович и режиссёр Глеб Панфилов свою героиню. Но это же – про неукротимый свет изнутри – с полным правом можно сказать и о самой Чуриковой.
Она играла вроде бы обычных женщин – таких, как все. Но что-то было в её героинях, что очень сильно отличало их от других актрис советского кино. Другой знаменитый советский актёр Михаил Ульянов очень точно подметил это качество Чуриковой-актрисы: «Инна Чурикова из тех редких художников, которые соединяют наше искусство с вечными темами, причём не в образах, скажем, Медеи, Клеопатры или Анны Карениной, а в образах наших современниц». Так он напишет о ней в предисловии к книге Аллы Гербер «Инна Чурикова. Судьба и тема». И ещё: «Удивительное качество актрисы — оставаться во времени, но давать такие обобщения, которые отрывают её от времени, унося и к прошлому и к будущему. В её героинях есть что-то пророческое».
Инна Чурикова, как и её героини – вне времени. Такой она и останется в нашей памяти.