14 октября 2017, 10:34 РЕЛИГИЯ Ирина ЯЗЫКОВА

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

В основу одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Когда произошло чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею Юродивому и как именно молилась Богородица? Сколько раз Покров Пресвятой Богородицы спасал Константинополь? С какого времени Покров стали праздновать на Руси?

фото: Икона XVI в. из Кижского Погоста.

Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля) — самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золото и багрянец — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложиться первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая ее «светом, яко ризою».

В основу праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников), и даже не из русской, а из византийской. Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.

Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.

Император Лев VI пред Христом. Фрагмент мозаики из храма св. Софии в Константинополе. Императора называли не только Мудрым, или Философом, но и Миротворцем

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».

И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».

Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.

В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей… Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.

Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров. Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в., например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).

В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский).

Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале (ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея. Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.

Зачатьевская церковь Покровского монастыря в Суздале. XV в.

В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.). Подобное изображение мы находим и в «софийских таблетках» (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ…».

Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).

В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив, в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.

Покров. 1751 г. Белоруссия.

На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви. Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве. Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: «возьми, выпей (!) ее». Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу. Он взошел на амвон и воспел: «Дева днесь Пресущественного рождает…» Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца. После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.

Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором. Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей. На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери. Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии… Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений…»

Покров. М. В. Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках

«Нескучный сад»

Похожие материалы:

Новости партнеров