Преодолев испытания, Россия вернулась к своим корням
Какие уроки из революционных событий мы должны извлечь, чтобы вновь не повторить ошибок прошлого? Как не допустить «великих потрясений», на которые так был богат минувший век? А таких «потрясений», если смотреть на ситуацию шире, Россия пережила за XX век несколько: Первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская и Октябрьская революции 1917-го, распад СССР. Не говоря уже о таком тяжёлом испытании, как Великая Отечественная война.
Общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе событий, связанных с революциями 1917 года.
Историческая картина будет неполной, если в ней не будет представлена точка зрения священнослужителей, историков и богословов Русской Православной Церкви, видение ими тех событий, которые стали началом эпохи гонений на Православие.
Вопросы журналистов «Коммуны» о том, какие следует извлечь уроки из революционных событий, какова роль самой Церкви в произошедшем, мы адресовали митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию.
С самыми интересными моментами беседы знакомим наших читателей.
Столетний юбилей Февральской и Октябрьской революций ставит целый ряд острых вопросов как перед историками, так и перед простыми гражданами нашей страны – всеми, кто интересуется её прошлым, переживает за настоящее, думает о будущем России.
Митрополит Сергий сразу расставил акценты:
– В 1917 году Октябрьская революция стала логическим продолжением революции Февральской, поэтому исторически неправильно было бы, говоря о последствиях Октября, не упомянуть об исторических предпосылках, которые привели к тем трагическим событиям. Подготовка революции в России началась уже после Отечественной войны 1812 года. Прошла череда событий: восстание декабристов; попытка внедрения в сознание народа западных революционных идей, в том числе марксистских; создание различного рода политических кружков… Брожение умов и недовольство подстегнул мировой экономический кризис 1900-1903 годов. Все это привело к волне Первой русской революции 1905 года и к знаменитому Манифесту, обнародованному 17 октября. Безусловно, в подготовке революционных событий большая роль (позитивная или негативная – судить историкам) премьер-министра Сергея Витте, который по поручению императора Николая II разработал тот Октябрьский манифест «в связи с непрекращающейся смутою».
Этот законодательный акт Верховной Власти Российской империи даровал гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон; были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи. Однако власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте свободы. По-прежнему острым для большинства населения страны оставался аграрный вопрос. Социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что во многом определило последовавшие революционные выступления 1917 года.
К сожалению, следует признать, что в подготовке революции 1905 года отрицательную роль сыграли и некоторые церковные деятели. Толчком к массовым выступлениям под политическими лозунгами стало так называемое «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года – расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном. Он работал с революционно настроенными слоями общества, создавал первые профсоюзы и первые рабочие кружки. Помимо изучения Священного Писания в тех кружках штудировалась революционная литература.
Отец Георгий – организатор первых забастовок и заводских стачек. В тот период стачечное движение приняло особенно широкий размах: в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. После событий 9 января Гапон встречался в Швейцарии с Лениным, Плехановым, рассуждал с ними о революционной обстановке в России. Позже он был отвергнут революционерами и ими же уничтожен – жизненный путь священника-революционера окончился, увы, бесславно.
Поделился митрополит Сергий своим мнением по поводу причин Первой мировой войны и отречения императора Николая II от Российского престола:
– В развязывании Первой мировой войны можно усмотреть не столько интересы Императорских Домов, сколько амбиции политиков. В России к ней подстрекали деятели Государственной Думы, находились разлагающие силы и в других странах. Последовавшее военное столкновение великих держав принесло горькие плоды. Для России неожиданностью стала большевистская революция, после которой страна круто изменила направление своего тысячелетнего исторического пути.
В иных государствах также произошли катастрофы. Незадолго до Первой мировой пал султанат Турции. Мощная Австро-Венгерская монархия тоже в одночасье распалась на осколки. Да и в Германии, потерпевшей поражение на полях Франции и Фландрии, также бушевала революция. Монархия там была свергнута в ноябре 1918 года. При этом нужно отметить, что политические преобразования в России шли революционным путём, сопряженным с кровавыми жертвами, на Западе же аналогичный процесс имел более-менее мирные формы.
Отречение Императора Николая II от Российского престола, произошедшее 15 марта 1917 года, стало одним из ключевых событий Февральской революции и истории России XX века в целом. Несмотря на войну, оно стало праздником для большинства – этого давно желали. Царя никто не поддержал. Даже Императорский Двор предал Царскую семью. «Кругом измена, и трусость, и обман!» – известная фраза последнего Российского императора Николая II, записанная им в своём дневнике в день отречения от престола. В итоге документ, призванный принести стране мир и спокойствие, на деле вызвал еще одну революцию и кровавую гражданскую смуту.
В этот сложный период истории нашей страны в церковной среде появились люди, которые приняли Октябрьскую революцию и власть большевиков, стали их верными соработниками. Речь идет об обновленческой «Живой Церкви». В ее концепции закладывалось, что коммунизм – наилучшее воплощение христианских идей. Предложенное «обновление Церкви» состояло в пересмотре церковного управления и модернизации церковных правил – канонов. Активно выступали живоцерковники (в народе их язвительно звали «живцы») против личности Патриарха Тихона, настаивали на его отстранении, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. При поддержке властей этот раскол сохранялся до окончания Великой Отечественной войны.Сейчас многие говорят, что нужно каяться: нарушили клятву, предали императора… Но в каком-то смысле и император поступил необдуманно, сложив с себя бремя ответственности за судьбы страны. Официальная церковная власть к отречению Помазанника Божия отнеслась спокойно. Синодом было выпущено обращение к чадам Православной Церкви, в котором признавалась законной новая власть. Прекратилось молитвенное поминовение Царской семьи, из богослужебных текстов были вычеркнуты слова с упоминанием Государя и Царского Дома. В Синод приходили письма от верующих с вопросом: не является ли клятвопреступлением поддержка Церковью новой власти, поскольку царь отрёкся по принуждению. Но в дни нарастающей революционной смуты ответа на этот вопрос так никто и не получил. После расстрела Царской семьи новоизбранный Патриарх Тихон благословил повсеместное служение панихид по убиенной Царской семье с поминовением Николая II как императора.
– В царское время, будучи структурным подразделением государства, Церковь действительно нуждалась в обновлении Соборной жизни и в некоторых переменах, – делится своим мнением митрополит Сергий.
И поясняет:
– Церковь не испытывала притеснений, но проблемы и перегибы были во многих сферах. Например, обучение в семинариях до конца XVIII века велось по католическим и протестантским учебникам, книгам западных богословов. Наш воронежский святитель Тихон (епископ Воронежский, Задонский чудотворец, 17241783 гг.) пересмотрел учебную литературу с точки зрения православного богословия. Его труды, одобренные Святейшим Синодом, дали импульс к развитию сугубо православного направления как в духовном образовании, так и в русском богословии в целом.
Говоря о революционных процессах в России, нельзя не упомянуть о системе духовного образования тех лет. Уклад жизни воспитанников семинарий, особенно из детей бедного духовенства, приближался к крестьянскому. Неудивительно поэтому, что семинаристы носили в себе заряд демократических настроений, имели интерес к жизни простого народа и сочувствие к его трудностям. Вожди революционеров– шестидесятников XIX века Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов вышли из стен духовных школ. Как ни парадоксально, но семинарии были рассадниками революционных идей. Причина тому – наличие в семинарских библиотеках изданий новых философских сочинений, в том числе революционного характера. Семинарский курс слушали революционеры разных партий – известные большевики (Иосиф Сталин, Анастас Микоян, Николай Подвойский, Александр Василевский, Владимир Шапошников), меньшевики, анархисты, эсеры, либералы… Люди, избравшие путь служения Церкви, становились материалистами и даже атеистами. Сказывалось влияние пропаганды, соблазны, непонимание последствий… Но имели место и недостатки в самом духовном образовании и воспитании. Поэтому, когда в стране обострялись революционные веяния, поднимались бунты и в семинариях.
– Ни одного разумного требования среди их лозунгов я не встречал, – отмечает митрополит Сергий, – они были какие-то надуманные, и по-детски наивные. К примеру, по нашей церковной практике нельзя кушать до окончания праздничной Литургии независимо от того, причащаешься ли ты или нет; а они требовали завтраков перед богослужениями. Конечно, разные люди выходили из русских семинарий, и испытания жизни расставили всех по своим местам…
Митрополит Сергий обратил внимание журналистов на события, ставшие следствием вышеизложенной ситуации:В отношениях государственной власти со Святейшим Синодом наблюдались неподобающие явления. После отставки К.П. Победоносцева в течение года сменяли друг друга два, а то и три обер-прокурора. Приходили грамотные, но часто политически ангажированные люди: Раев, Самарин – малая часть в числе неудачных примеров обер-прокуроров. Единственный раз за 200 лет Синодального периода архиереев – членов Святейшего Синода принял император Николай II. Говорили о созыве Поместного Собора. Но Государь по данному вопросу был настроен негативно. Обер-прокурор Константин Победоносцев в своё время сумел убедить его в том, что власть должна быть единой – в России император являлся главой государства и главой Церкви. Конечно, при таком понимании власти говорить о свободе церковной жизни было неуместно и непродуктивно.
– В целом, Святейший Синод принял революцию как свершившийся факт. Только на местах были выступления отдельных представителей духовенства в поддержку свергнутой монархии. Одной из первых акций новой власти стала «чистка» Церкви от тех, кто имел репутацию «распутинцев» и монархистов. Важнейшим церковным событием 1917 года стал Поместный Собор, открывшийся 28 августа в Успенском соборе Московского Кремля, который должен был решить множество вопросов церковной жизни. На нем совершилось восстановление Патриаршества в Русской Церкви.
– Удивительно легко далась победа большевикам, – продолжил экскурс в историю митрополит Сергий. – Провозгласив простые и доходчивые лозунги: «Мир – народам!», «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!», они оказались у власти. Естественно, что рабочий и крестьянин увидел в этих лозунгах свой интерес и поддержал революцию. Но прошло совсем немного времени после Октябрьских событий – и вся Россия была охвачена пламенем братоубийственной гражданской войны. Она оставила самые глубокие и кровоточащие раны в народном сознании.
Как отмечал сам Ленин, большевики вряд ли бы вышли победителями без латышских стрелков. Если бы они не выступили на защиту вождя пролетариата и его коммунистической партии, то советская власть была бы свергнута. Тогда история не только России, но и всего земного шара пошла бы совсем по другому историческому пути – неизвестно, трудному или лёгкому, но, скорее всего, не такому кровавому и уж точно не монархическому, потому что антимонархические настроения в народе были очень сильны.
Вся власть перешла Советам. Были созданы и священнические советы, которым предписывалось низлагать архиереев как «поборников и соработников царской власти». Они успешно это выполнили – по всей России прошли выборы архиереев. Слава Богу, людей тогда не подвергали заключению, такое стало практиковаться несколько позже. Проводили лишь ротацию кадров. Например, с московским митрополитом Макарием (Невским) поступили мягко: уволили пожилого немощного человека на покой, а на Москву пригласили Ярославского архиепископа Тихона (Беллавина), будущего Патриарха.
В гонении на Церковь большевики, считает митрополит Сергий, не были первопроходцами:
– Большевики продолжили линию революционных преобразований в России, начатых Временным правительством. Ряд мер Александра Керенского и его сподвижников, пришедших к власти в результате Февральской революции, в частности – изъятие из ведения Церкви приходских школ, привёл к недовольству духовенства. Потому высшие иерархи в целом равнодушно встретили свержение Временного правительства.
Александр Керенский – личность известная. Министр юстиции Временного правительства, ставший затем министром-председателем, запомнился России своими неоднозначными реформами, амнистией. Когда заходит речь о Керенском, то обычно первым делом вспоминают, что он бежал из Зимнего дворца, переодевшись в женское платье. Вероятнее всего, эта версия побега была придумана либо советской пропагандой, либо самим народом. После событий Октября 1917-го Керенский скитался по отдалённым селениям под Петроградом и Новгородом, временами посещая Петроград и Москву. В июне 1918 г. он благополучно эмигрировал, жил за границей и умер в Нью-Йорке 11 июня 1970 года в возрасте 89 лет. Незадолго до смерти у него брали интервью. Спрашивали, можно ли было избежать событий, приведших к Октябрьскому перевороту 1917 года. «Конечно, можно», – отвечал он. «А что для этого нужно было сделать?» – «Ничего особенного. Нужно было расстрелять одного человека».
«Ленина?» – «Нет». «Троцкого?» – «Нет». «А кого?» – «Меня!» отвечал Керенский. Несомненно, он знал, что говорил. И его «заслуги» знала вся русская эмиграция. После смерти Александра Керенского русская община в Америке отказалась его хоронить и тело было переправлено в Лондон, где проживал его сын. Александр Керенский похоронен на кладбище Патни-Вэйл, не принадлежащем какой-либо конфессии.
– В победе Октябрьской революции 1917 года ключевой была роль Льва Троцкого, – отмечает митрополит Сергий.– Можно даже говорить о том, что без его участия она потерпела бы крах.
Владыка Сергий привёл в качестве примера такой факт, о котором едва ли знает большинство россиян:Сторонник теории перманентной революции, Лев Давидович Троцкий весьма стремительно начал её развивать после Октября 1917 года. Он отрицал законченный социалистический характер установившегося в России строя, расценивая его лишь как первую фазу на пути к социалистическому бунту на Западе и во всём мире. Говорил, что социализм сможет победить в Советской России лишь в том случае, если социалистический бунт станет перманентным, то есть проникнет в главнейшие страны Европы; тогда пролетариат-победитель в борьбе одолеет противодействующие ему классы и станет возможным построение коммунизма и социализма в мировом масштабе.
– В Стамбуле, рядом с собором Святой Софии на площади Таксим, стоит памятник Кемалю Ататюрку, являющийся символом республиканской Турции. Он был открыт в августе 1928 года. На его основании, имеющим высоту двенадцать метров, изображены люди, принимавшие активное участие в становлении нынешнего государства. Рядом со скульптурой основателя современной Турции стоят две фигуры в военной форме – Климент Ворошилов и Семен Аралов (один из первых руководителей внешней разведки молодой Советской Республики, крайне неоднозначная личность в те годы (его обвиняли в организации убийства Щорса, в терроре к семьям военспецов и т. д.). Вместе с Ворошиловым Аралов попал в скульптурную группу по указанию Ататюрка в знак благодарности за политическую, военную и финансовую помощь, оказанную Советской Россией в деле обретения Турцией независимости в 1923 году. – прим. ред.). Когда я увидел это, сильно удивился. Оказывается, после революции Советская Россия и Турецкая Республика вступили на совершенно новый путь развития, находя точки соприкосновения. Во многом благодаря помощи Советской России Турция, строившая новое государство на руинах Османской империи, быстро превратилась в сильную и влиятельную европейскую державу. Реформы Ататюрка превратили Турецкую Республику в светское национальное государство. Вот почему Турция – секулярная страна. Народ там остался светским по воспитанию, по менталитету, хотя в корне это исламское государство.
– В Советской России, несмотря на страшные гонения, практически полностью уничтожившие священнослужителей, монашествующих и множество мирян, вера в народе все равно сохранялась, – подчеркнул митрополит Сергий– То, что сейчас мы переживаем возрождение религиозной, духовной жизни, шокирует Запад. Они не понимают, почему их попытка внедрить на постсоветском пространстве псевдорелигиозную жизнь через различные сектантские течения не увенчалась успехом. А все дело в глубокой укоренённости русского человека в традициях Православия и в основанной на нем русской культуре!
Подытожил рассуждения о революционных событиях Владыка Сергий такими словами:
– Выпущенный в смутное время в народную среду «революционный джин» стал соблазнять души людей. Было объявлено: «Бога нет, царя нет. Делайте что хотите!». В условиях безнаказанности и произвола обнажилась страстная натура и испорченность людей; они проявились в бесчисленных злодеяниях, исковеркавших судьбы многих поколений наших соотечественников. Начались преследования Церкви, гонения на верующих… Безудержная погоня за материальными благами породила массовое доносительство – люди губили своих ближних из-за куска земли, квадратных метров жилплощади и карьерного роста. Тяжелой, кровавой ценой расплатился наш народ за забытый страх Божий, за попранные стыд и совесть! К счастью, Господь спас нас от окончательной гибели, помог переломить чувство вражды и ненависти, дал мудрость не искать виноватых в ухудшении условий жизни и не повторять той кровавой бойни, которая ознаменовала ушедший в историю ХХ век.
Наш разговор логично перешёл от истории к современности:
– Мы переживаем очень тяжёлое и неоднозначное время, – считает митрополит Сергий, – сегодня особенно важно не забывать уроков прошлого. События 1917 года и потрясения прошлых веков в целом никого не оставляют равнодушными. В каждом сердце живут свои эмоции и воспоминания. Если бы наш народ в начале ХХ века окончательно потерял свою духовную основу и усвоил грубый материализм, то уподобился бы гражданам Древнего Рима, требовавшим лишь хлеба и зрелищ.
В оценке революционных событий обществу достаточно сложно обрести единство мнения: ведь в те годы, когда торжествовали одни, то страдали другие; ликовали победители и плакали притесняемые…
Слава Богу, Россия выжила и стала великой державой, укрепилась и вернулась к своим корням, от которых когда-то была оторвана. Дай Бог, чтобы то обновление, через которое мы прошли, не оказалось погублено нынешней пропагандой, отметающей понятия нравственности, патриотизма, высшей цели в жизни. Насаждаемая ныне психология потребительского отношения к жизни обращает людей в эгоистов, которых не интересует труд; им чуждо самопожертвование, а нужен только лишь «бесконечный праздник». Обществу следует освободиться от этой химеры, вспомнить о подлинном назначении человека, вновь открыть для себя Евангелие Христово, духовное наследие народов России и меняться в лучшую сторону. На уроках прошлого будем воспитывать детей, давать им правильное понимание об историческом наследии – без этого невозможно найти верный путь в будущее.
Преодолев трагические испытания XX века, наша Церковь и народ вошли в XXI век обновлёнными и умудрёнными опытом. Главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего столетия, заключается в том, что опасно и гибельно строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного Писания, подобно дому, построенному на песке, падение которого – падение великое (см.: Мф. 7: 24-27).
Жители страны становятся единым народом не оттого, что имеют общий язык и территорию проживания, а потому, что умеют жить общими духовно-нравственными ценностями, объединены культурным наследием, сознают свою связь с прошлым и прилагают усилия к созиданию будущего. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и с Божией помощью сумеет избежать потрясений, подобных тем, что происходили в России и в мире в минувшие 100 лет.
Уразумение духовной основы катастроф XX века позволит уменьшить риски новых цивилизационных трагедий. Только сделав правильные выводы из ранее совершенных ошибок, общество сможет понять внутренние и внешние причины процессов, происходящих в наше время, увидеть в событиях дня сегодняшнего последствия новой подмены ценностных ориентиров.
Какой завтра будет наша Россия – зависит от нас самих. Дай Бог всем нам мудрости, терпения и духовного мужества усердно трудиться и насаждать в своем сердце и в обществе веру, правду и любовь. В этом – залог духовного и социального благополучия нынешних и грядущих поколений.